Лидия Матасова Источник : Мария Мономенова, Театральная афиша, май 2003 г. 

Заслуженная артистка России, заслуженная артистка Карелии Лидия МАТАСОВА - выпускница ГИТИСа, ученица В. П. Остальского, Е.Н. Козыревой, Т.Н. Семичевой. Работала в Петрозаводском драматическом театре, в Горьковском академическом драматическом театре, в Новом экспериментальном театре в Волгограде. В МХАТ им. М. Горького пришла уже состоявшимся мастером. За семь лет работы на сцене МХАТ им. М. Горького Л. Матасова сыграла четырнадцать ведущих ролей. Среди них Надежда фон Мекк в "Незримом друге", Матрена в "Горячем сердце" Островского, Теодора в комедии "Глупая для других, умная для себя" Лопе де Вега, Рашель в горьковской "Вассе Железновой".

- Лидия Леонидовна, вы играете в реалистической манере. Но по современным меркам реализм - это несколько старомодно.

- Мои педагоги любили повторять: "Если вы научитесь реализму, все остальное будет легче". Владимира Наумовича Левертова часто спрашивали: "Ну, что, вы все по Станиславскому обучаете?" На что мой педагог отвечал: "Вы знаете, сейчас от него так далеко ушли, что Станиславский является самым новым, что есть сегодня в театральном искусстве. Так далеко от него ушли, что новее не придумаешь". Не правда ли, хорошо сказано - "самым новым"? Работая во многих театрах, я это испытала на себе. И в этом смысле политика именно нашего, горьковского, МХАТа выгодно отличается.

- О падении культурного уровня сейчас много говорят. Спорят о причинах падения и рецептах возрождения. Каковы ваши прогнозы?

- К сожалению, сегодня многие нормы и категории вывернуты наизнанку. Человек судит о тех или иных понятиях с точки зрения "коснулась ли эта проблема лично меня". Поэтому театрам, которые стараются говорить на том языке, на котором говорила лучшая часть человечества, - живется сложно. Конечно, нам, актерам, хочется, чтобы зрителей в зале было много, но какой ценой? Эфрос говорил, что ему не важно, если зритель не пойдет на то, чем режиссер болеет; если зрителей мало, то пусть их будет мало. Ценой смысла идти на поводу у жаждущей зрелищ толпы - это неверно. Тогда театр превращается в коммерческую систему развлечений, шоу. МХАТ им. Горького, театр, в котором я работаю, держит позицию, соответствующую своему названию и тем авторам, имена которых украшают его репертуар.

- В "Вассе Железновой" вы играете революционерку Рашель. В чем своеобразие вашей героини?

- Трактовка образа в спектакле режиссера Бориса Щедрина совсем другая, нежели каноническое прочтение пьесы Горького, Малым театром, в частности. Всегда было принято трактовать Рашель как положительный персонаж, но для нас это оказалось спорным. Революция - кровавая вещь, принесшая много горя и страданий людям. Хотя отрицать искреннее стремление многих к хорошему было бы неверно. Но оправдана ли пролитая ими чужая кровь? Когда Рашель приезжает в дом Вассы, Людмила говорит, что она изменилась, стала какая-то злая, "все умные - все неприятные". Рашель -это не богемная эмигрантка, это женщина из тех, которые стреляли. Это скорее Каплан. Она двигатель революции. Именно такое прочтение образа Рашели позволяет сделать из Вассы Мать (как ни странно, но первое название пьесы у Горького было именно "Мать"), которая "везет этот воз хозяйства детей ради".

- В чем отличие МХАТ им. Горького от других театров?

- Приверженностью к традициям классического реалистического театра, к классическому репертуару. В нашем театре волей судьбы сложился удивительный, сплоченный, дружный, профессионально интересный актерский коллектив. Пройдя многие театры, я могу с уверенностью сказать, что это настоящее чудо.

Hosted by uCoz